Для преподавателя йоги крайне важно учитывать факторы, которые влияют на качество и эффективность проводимых занятий. Эти факторы условно можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся, прежде всего: место проведения занятий, время дня, время года, индивидуальные характеристики учеников и состояние самого преподавателя. Кратко остановимся на описании каждого из них.
Необходимо не забывать, что и преподаватель не только работает с учениками, но и с собой и должен постоянно находится в состоянии самоисследования и самоизучения.
Внутренние факторы, которые необходимо принимать во внимание при работе с новой группой, заключаются в получении как можно более полной и достоверной информации о своих учениках.
Умение подстроить практику под учеников сделает ее более целесообразной и полезной. Еще один важный аспект, который важно принять во внимание – травмобезопастность. Крайне важно строить практику таким образом, чтобы исключить или хотя бы постараться свести к минимуму возможность получения травмы учеником. Перед началом занятий с группой рекомендуется провести опрос среди учеников и получить следующую информацию: об опыте в йоге, занимался ли йогой ранее, если занимался, то каким стилем, о наличии у ученика заболеваний, травм, о психологическом состоянии ученика, о беременности, о характере основной работы (эта информация дает нам картину ментального и физического состояния человека), о том, занимается ли ученик каким-либо видом спорта (дает нам информацию о возможных травмах, зажатостях) и т.д.
Самый простой способ получения информации о своих учениках, доверительный и основательный разговор с каждым перед началом обучения. Вместе с тем, необходимо учитывать, что зачастую люди скрывают или стесняются рассказать всю информацию о себе, а может, и сами не подозревают о наличии у них каких-либо препятствий для занятия йогой, например о заболеваниях или травмах. Поэтому, преподаватель должен уметь получать информацию исходя из косвенных признаков, внимательно наблюдая за действиями и поведением учеников. Язык тела позволяет получить гораздо больше информации о человеке, чем мы можем себе представить. В связи с этим вторым способом получения информации является внимательное наблюдение за учениками, сбор этой информации и её анализ. Поскольку этот способ в силу объективных причин является более сложным, и не каждый преподаватель способен им овладеть подробнее остановимся на нем.
Итак, чтобы научится наблюдать за учениками в ходе занятия, преподаватель должен приобрести навыки чтения языка тела. Наблюдение за учеником и чтение языка тела возможно на различных стадиях и до получения как можно более полной информации не должно прекращаться. Особенно внимательно необходимо наблюдать за учеником при первом знакомстве. Необходимо обратить внимание на позу, в которой он разговаривает, каким образом жестикулирует, проявляет ли действительный интерес к общению. На следующей стадии необходимо внимательно наблюдать за выполнение асан учеником, в особенности за выполнением тадасаны, которая позволяет увидеть асимметричность тела ученика. Необходимо также обращать внимание на стиль общения ученика с преподавателем и другими учениками. Необходимо внимательно наблюдать за выражением лица ученика во время выполнения той или иной асаны, с целью получения информации о болевых ощущениях в той или иной области тела.
Важно понимать, что инструктор обучает йоге, а не загоняет людей в асаны. Йога — практика процесса, а не достижения. Это практика интроспекции и единения тела, дыхания и ума. Йога сутры описывают асану как Стира Сукхам Асанам — стабильность, комфорт и легкость. Не стоит забывать об этих характеристиках асаны на занятиях!
Каждый человек индивидуален и воспринимает информацию своим, уникальным способом. Походы к обучению были разработаны педагогами, но они могут быть интересны и нам, инструкторам, так как дают ключи к пониманию наших учеников и инструментов обогащения группы таким образом, чтобы проводимые занятия были максимально полезным и доступным для самых разных учеников.
Существует разные подходы к обучению учеников и преподавателю необходимо постараться подобрать свой подход к каждому, поскольку от этого зависит эффективность проводимых занятий. Основными подходами являются: визуальный – преподавание на основе демонстрации асан, вербальный – преподавание с помощью речи, объяснения той или иной асаны, её предназначения, воздействия на тело и сознание, музыкальный/ритмичный — активное использование при обучение музыкальных произведений, особое внимание уделяется ритму дыхания, интерперсональный – предполагает создание доброжелательной атмосферы в группе, чувства присутствия со стороны учителя, интраперсональный – концентрирование на чувствах, эмоциях, отношении ученика к практике йоги.
Конечно, невозможно на первом занятии узнать стиль обучения каждого человека, как и невозможно, подстроится под конкретных людей, не игнорируя остальных. Поэтому логичным будет предположить, что наиболее целостное занятие содержит элементы всех этих практик: и демонстрации, и голосовые инструкции, правки, и так далее. Однако после получения необходимой информации о каждом ученике в отдельности, подбор наиболее подходящего подхода к обучению, является крайне важным.
Корректное построение практических занятий и по возможности поиск индивидуального подхода к каждому ученику залог успехов в обучении и передачи опыта и умений новым йогинам и йогиням!
Ольга Звягинцева