Слово бандха не имеет точного перевода с санскрита на русский язык. Как правило, под ним понимают глаголы связывать, удерживать, скрепить, замкнуть и т.д. В этом многообразии переводов, однако, и кроится истинный смысл данного понятия, бандха одновременно является и сжатием, то есть напряжением мышц тела и связующим элементом между физическим телом и телом духовным, так как его целью в конечном итоге является достижение состояния просветления, единства тела и разума.
В настоящее время суть термина бандха чаще всего передается через существительное «замок», что представляется не совсем верным. Представляется, что бандха есть процесс, позволяющих практикующему йогину достичь определенных состояний раскрытия сознания через систему физических упражнений, основой которых действительно является сжатие, закрытие в замок, мышц тела. Таким образом, представляется более верным описывать понятие бандха как процесс, действие, направленное на достижение определенных состояний духовного тела, через систему физический упражнений, а не просто как сжатие, замыкание мышц тела. Употребление термина бандха в качестве замка, является правильным при описание бандхи в физическом аспекте о чем речь пойдет ниже.
Понимание того, что бандха является именно процессом соединения физического и духовного дела является чрезвычайно важным, поскольку без понимания сути бандха невозможно достижения целей, на которые и направлены физические упражнения.
Исходя из того, что бандха является действием, связывающим духовное и физическое тело, предлагается в дальнейшей части работы рассматривать его в двух аспектах: в физическом (т.е. как упражнения, сжатие мышц в «замок») и духовном (т.е. праническое воздействие, освобождение, просветление сознания).
1. Физический аспект бандхи
В физическом смысле бандха есть сжатие мышц в различных участках тела, целью которого является удержание энергии (праны), вследствие чего происходит улучшение определенных функций организма.
Существует три главных бандхи (замок в физическом аспекте): мула-бандха, Уддияна-бандха, Джаландхара-бандха. Так же существует 4-й замок – маха-бандха — комбинация этих 3-х замков.
Рис.1 мула-бандха (корневой замок)
Выполнение мула-бандхи физиологически сопровождается напряжением мышц промежности, уддияна-бандхи мышц живота, джаландхара-бандхи мышц горла.
рис. 2 уддияна-бандха (брюшной замок)
В книге «Хатха-йога прадипика» так описывается эффект получаемый от выполнения различных видов бандхи: «Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений». В отношении уддияна-бандхи указано следующее: «Практика уддияна бандхи, описанная йогами, очень легка в выполнении. Регулярные занятия даже старику придают вид юноши», а выполнение джаландхара-бандхи описано просто так: ««Напрягай горло и опусти подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха и помогает предотвращать старость и смерть».
Рис.3 джаландхара-бандха (горловой замок)
Выполнение бандхи напрямую воздействует на эндокринную систему, так при выполнении мула-бандхи происходит воздействие на простату у мужчин и у шейку матки у женщин, при выполнении джаландхара-бандхи на щитовидную и паращитовидную железы, гипофиз, эпифиз при выполнении уддияна-бандхи на поджелудочную железу, надпочечники.
Выполнение маха-бандхи, сочетает в себе элементы мула-бандха, уддияна-бандха, джаландхара-бандха. Выполнение «великого замка», как еще называют маха-бандха, воздействует на всю эндокринную систему человека, происходит замедление старения клеток, организм омолаживается.
Рис. 4 маха-бандха (великий замок)
При правильном выполнении бандхи улучшается самочувствие и состояние человека, гармонизируются все биологические процессы организма, нормализуется артериальное давление, человек становится более спокойным, уравновешенным.
Однако существуют и противопоказания к выполнению бандхи. Так мула-бандха не рекомендуется делать при гипертонии, повышенном внутричерепном давлении, головокружениях, болезнях сердечно-сосудистой системы, менструации, беременности, гинекологических заболеваниях. Уддияна-бандха не следует выполнять при болезнях в пищеварительной системе, таких как язва желудка и 12-перстной кишки в период обострения, и других заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при менструации и беременности. С осторожностью стоит выполнять уддияна-бандха при наличии проблем с дыхательной системой; сердечно-сосудистых заболеваниях. Джаландхару-бандху не следует выполнять при повышенном внутричерепном и артериальном давлении, сердечно-сосудистых заболеваниях, проблемах с шеей, гипертриозе.
Необходимо отметить, что начинающим йогинам первым нужно делать верхний замок (джаландхара-бандха) во избежание скачков кровяного давления.
2. Духовный аспект бандхи
В духовном аспекте каждый из указанных выше видов бандхи затрагивает определенный вид праны. При выполнении бандхи происходит воздействие на чакры с помощью перемещения праны внутри организма.
Так, мула-бандха непосредственно воздействует на муладхару, уддияна-бандха — на манипуру, и джаландхара-бандха — на вишуддху.
При выполнении одного из видов «бандхи» происходит как бы блокирование движения праны по каналам организма.
Так, при выполнении мула-бандхи, нисходящий поток энергии апана-вайю не перемещается вниз ввиду наличия замка, а поднимается вверх, где смешивается с самана-вайю.
При выполнении джаландхара-бандха блокируется, верхняя часть канала, в результате чего прана остается запертой внутри, что позволяет сохранять её.
При выполнении уддияна-бандха прямое воздействие оказывается на манипуру, с учетом увеличения давления внутри канала, происходит смешивание всех видов праны.
После разжимания замков, сдерживания праны больше не происходят в связи, с чем она «растекаются» по всему телу, что приводит к особым ощущениям практикующего, сочетающих в себе расслабления организма и прилива жизненной энергии.
Таким образом, в целом выполнение бандхи является техникой контроля и управления за перемещением праны внутри организма, для воздействия на определенную область организма и его энергетические центры – чакры, в зависимости от вида выполняемого бандхи.
Огромное значение при выполнении бандхи имеет дыхание. Поэтому перед выполнением бандхи йогину необходимо знать и уметь выполнять основные упражнения пранаямы.
В целом выполнение «бандхи» немыслимо без правильного дыхания. Бандхи должны выполняться совместно или после выполнения асан и пранаям.
Выполнение упражнений позволяет очистить сознание, получить возможность управлять им, научится понимать суть происходящих вокруг и внутри процессов. В этом заключается важное воздействие бандхи на сознание практикующего йогина. Как было указано выше целью выполнения бандхи является помимо достижения определенных физических состояний, также очищение и просветление сознания.
Заключение
Таким образом, при выполнении бандхи в организме человека происходит гармонизация физиологических и ментальных процессов. Выполнение бандхи «запускают» в организме чрезвычайно сильные внутренние процессы, поэтому при их выполнении йогин должен, в полной мере осознавать и понимать суть и истинную цель бандхи, технику правильного выполнения упражнений, и соблюдать меры безопасности, связанные, прежде всего с противопоказаниями к выполнению упражнений.
Список использованной литературы:
1) Лекции, прослушанные в Московском университете йоги;
2) Свами Сатьянанда Сарасвати «Мула-бандха. Ключ к мастерству»)
3) «Гхеранда самхита»
4) Т.К.В. Дешикачар «Сердце Йоги»
5) Гита С. Айенгар «Йога для женщин»
6) «Хатха-йога прадипика»
Ольга Звягинцева